Ответственность за причинение вреда несколькими транспортными средствами. - 21 Декабря 2010 - Блог - АВТО
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Пятница, 09.12.2016, 18:23
Приветствую Вас Гость

Блог

Главная » 2010 » Декабрь » 21 » Ответственность за причинение вреда несколькими транспортными средствами.
03:59
Ответственность за причинение вреда несколькими транспортными средствами.
Ответственность за причинение вреда несколькими транспортными средствами. 
При столкновении транспортных средств вред может быть причинен не только владельцам столкнувшихся транспортных средств, но и пассажирам, пешеходам, зданиям, другому имуществу. В таких случаях возникают вопросы: в каком размере должен возместить вред каждый владелец транспортного средства, влияет ли на размер возмещения вина одного из них? Эти моменты существенно затрагивают интересы потерпевшего, поскольку для него далеко не всегда безразлично, с кого он будет получать возмещение, - ведь не всегда оба причинителя вреда могут быть легко найдены и привлечены к ответственности и не всегда их платежеспособность одинакова. 
Должен ли вред быть взыскан непосредственно с владельца транспортного средства, виновного в причинении вреда? Освобождается ли невиновный от возмещения вреда? Эти вопросы небезразличны и для невиновного владельца, транспортное средство которого было вовлечено в аварию. 
По закону потерпевший имеет право получить возмещение с любого владельца источника повышенной опасности. Такое право предоставлено потерпевшему на основании п. 3 ст. 1079 ГК РФ, в соответствии с которой владельцы транспортных средств солидарно несут ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате столкновения этих транспортных средств. 
По своей сути солидарная ответственность строится по принципу «один за всех». Потерпевший имеет право требовать возмещения как от всех владельцев транспортных средств совместно, так и от любого из них в отдельности, включая невиновного. Солидарная ответственность (обязанность) сохраняется до полного удовлетворения требования потерпевшего. 
Права невиновного владельца транспортного средства, вынужденного исполнить солидарное обязательство, защищаются тем, что он имеет право обратного требования (право регресса) к виновнику аварии в размере выплаченного возмещения. Таким образом, в конечном счете ответственность переносится на виновного. 
Если авария явилась следствием совместных виновных действий, а ущерб был выплачен одним из причинителей вреда, то он имеет право требовать от других причинителей вреда выплаты ему доли выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины каждого причинителя вреда.
При предъявлении иска к нескольким владельцам транспортных средств суд может с согласия истца присудить возмещение и сразу с виновного причинителя, чтобы устранить необходимость судебного разбирательства спора по регрессному иску. 
Ответственность дорожных служб. 
На кого возлагается ответственность за последствия дорожно-транспортного происшествия, если причиной аварии явилось неудовлетворительное состояние дороги? 
Одной из наиболее частых причин дорожно-транспортных происшествий является неудовлетворительное состояние проезжей части: гололед, выбоины, отсутствие предупреждающих знаков (например, о ведении дорожных работ на проезжей части), оставленные на дороге без должного обозначения и освещения строительные материалы, оборудование и т. д. 
К ответственности за последствия дорожно-транспортного происшествия, причиной которого явилось неудовлетворительное состояние дороги, привлекаются организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, обязанные содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения. К этим организациям относятся: коммунальные, автотранспортные, дорожно-строительные, дорожно-ремонтные, дорожно-эксплуатационные и некоторые другие организации. Если авария произошла вследствие нарушения правил производства работ на дороге, то ответственность возлагается на предприятия, учреждения, организации, производящие любые работы на дороге и не обеспечившие безопасность движения в зоне производства работ. 
Каким требованиям должно отвечать состояние дорог? 
Ремонт и содержание дорог должны соответствовать установленным нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения. 
Так, данные требования регламентируются: 
ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10. 10. 95 г.; 
ст. 13-15 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Правительства № 1090 от 23. 10. 93 г.; 
государственным стандартом РФ «Автомобильные дороги и улицы. 
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11. 10. 93 г. и впервые введенным в действие с 01. 07. 94 г.; 
ведомственным нормативным актом ВСН 24088 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог», утвержденным бывшим Минавтодором в 1988 г. 
Требования действующих нормативных актов включают детальную регламентацию: состояния покрытия проезжей части, включая уборку снега и борьбу с гололедом; состояния тротуаров, обочин, ограждений, дорожных знаков, светофоров, разметки, наружного освещения, люков дождевых, вентиляционных и других колодцев; ограждения места ремонта и информирования водителей о проводимых ремонтных работах и т. д. 
Несоблюдение указанных нормативов, если это явилось причиной дорожно-транспортного происшествия, является основанием для возложения ответственности за последствия аварии на дорожную службу. 
Однако виновным в подобных ситуациях часто признается водитель на том основании, что он не выполнил требования п. 10.1. Правил дорожного движения, которые предписывают ему выбирать скорость для движения с учетом дорожных условий и при возникновении опасности принимать все меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. 
Между тем речь в Правилах идет не о любой опасности, а о той, которую водитель в состоянии был обнаружить. Понятно, что водитель вряд ли в состоянии обнаружить, например, реально представляющую опасность для движения скрытую от глаз яму на залитой водой проезжей части, или на плохо освещенном участке дороги открытый люк колодца, или ледяные отложения, неоднородно покрывающие проезжую часть при отсутствующем знаке «Скользкая дорога». 
В таких случаях решающее значение имеет заключение автотехнической экспертизы. Если эксперт в заключении укажет, что состояние дорожного покрытия действительно не соответствовало требованиям установленных правил и стандартов, а водитель правила дорожного движения не нарушал и не имел технической возможности предотвратить аварию, то отвечать за случившееся должна дорожная служба.
Порядок возмещения вреда. 
Если организация, по вине которой произошла авария, отказывается добровольно возместить причиненный вред, то пострадавший владелец транспортного средства вправе обратиться в суд по месту нахождения организации-ответчика или по месту совершения аварии с исковым заявлением. 
Ответственность водителя - работника предприятия 
По общему правилу причиненный вред подлежит возмещению лицом, причинившим вред. Однако из этого правила есть исключения. Так, согласно ст. 1068 ГК РФ, если вред причинен работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, то этот вред возмещается юридическим лицом или гражданином-предпринимателем. 
Работниками в данном случае признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора, а также выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина. 
Это означает, что если водитель, управляющий транспортным средством в связи с выполнением своих трудовых обязанностей, совершил аварию, в результате которой был причинен ущерб гражданину или другой организации, то этот ущерб должен быть возмещен предприятием (гражданином-предпринимателем), на которое работал водитель. 
Из сказанного вытекает, что в подобной ситуации потерпевший не вправе предъявить требование о возмещении ему вреда непосредственно работнику, минуя организацию. Свое требование потерпевший вправе предъявить соответствующей организации, которая после удовлетворения его требования может, в свою очередь, в порядке регресса возложить на работника возмещение понесенного ею вреда по нормам трудового права. 
Справка. Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу. 
Право регресса - это право обратного требования лица, возместившего вред, причиненный другим лицом, к причинителю вреда в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. 
Привлекается ли к участию в судебном разбирательстве водитель? 
Решение по делу между потерпевшим и предприятием, с которым водитель состоит в трудовыхотношениях, затрагивает и интересы водителя; 
предприятие, в случае возложения на него обязанности возместить потерпевшему ущерб, может в будущем обратиться к водителю с регрессным иском. Поэтому для защиты своих интересов водитель вправе принять участие в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора. 
Водитель может вступить в дело в качестве третьего лица на стороне ответчика (которым является предприятие), так как, помогая ответчику, водитель защищает свой интерес. 
Третье лицо вступает в дело в любое время до вынесения судом решения - путем подачи заявления либо по ходатайству сторон, либо по инициативе суда. 
В каком размере водитель, совершивший аварию и тем самым причинявший ущерб предприятию, в котором он работает по трудовому договору, обязан возместить этот ущерб? 
Размер и порядок возмещения ущерба, причиненного предприятию (организации) работником, регламентируется нормами трудового права, закрепленными в Кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ). 
За ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей, работник, по вине которого причинен ущерб, несет материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба (не полученные доходы предприятия не взыскиваются), но не более своего среднего месячного заработка (ст. 119КЗоТРФ). 
Это правило распространяется на все предприятия (организации) независимо от их организационно-правовой формы собственности. 
Однако в случаях, специально предусмотренных в законе, водитель несет материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по его вине предприятию (организации). Так, причиненный предприятию ущерб возмещается полностью в случаях:
когда ущерб причинен водителем, находившимся в нетрезвом состоянии; 
когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей, т. 
е. в свободное от работы время или в рабочее время, но не в связи с трудовыми обязанностями; 
когда ущерб причинен преступными действиями водителя, установленными приговором суда (ст. 121 КЗоТ). 
В каком порядке производится возмещение ущерба, причиненного предприятию? 
Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению (приказу) администрации предприятия. Распоряжение (приказ) должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее 7 дней со дня сообщения об этом работнику. 
Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по заявлению работника рассматривается комиссией по трудовым спорам предприятия, а в случае несогласия работника с решением комиссии - народным судом. Несогласие работника с распоряжением не приостанавливает его исполнения. Размер производимых удержаний не может превышать 20%, а в случаях, когда на этого работника имеется несколько исполнительных листов, - не может быть более 50%. 
Возмещение ущерба работником в полном размере производится путем предъявления администрацией иска в районный (городской) народный суд. Суд может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника (состояние здоровья, наличие иждивенцев, небольшая заработная плата и др.) уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению. 
В судебном порядке также производится и возмещение ущерба в размере среднемесячной заработной платы в том случае, когда администрация пропустила двухнедельный срок, установленный для издания распоряжения о взыскании или когда работник уволился с предприятия. 
Если администрация нарушила порядок, установленный для взыскания с работника ущерба, и произвела удержание из его заработной платы, то орган по рассмотрению трудовых споров (комиссия по рассмотрению трудовых споров на предприятии или народный суд) принимает, по жалобе работника, решение о возврате незаконно удержанной суммы. 
Ответственность предприятия за ущерб, причиненный водителю повреждением здоровья при аварии 
Предприятия, учреждения, организации (работодатели) несут в соответствии с законодательством материальную ответственность за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. 
По общему правилу ответственность работодателя наступает в том случае, когда вред возник при наличии его вины, например вследствие несоблюдения работодателем правил охраны труда, техники безопасности и т.д. 
Однако вред здоровью работника, причиненный источником повышенной опасности, должен быть возмещен работодателем и без вины последнего. 
Так, пострадавший при аварии водитель имеет право на возмещение ущерба предприятием, если в момент аварии водитель управлял транспортным средством в связи с исполнением своих трудовых обязанностей. 
Какими   нормативными   актами   регулируются   отношения   по   возмещению   работодателями   вреда, причиненного повреждением здоровья работника? 
Отношения по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируются параграфом 2 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета РФ 24. 
12. 92 г. (далее - Правила) и Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» от 24. 11. 95 г. 
Данными актами определены основания и порядок назначения выплат по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью работника, порядок расчета и производства платежей, подлежащих выплате потерпевшим, сроки выплат и ответственность за их нарушение, круг лиц, имеющих право на такое возмещение, и другие вопросы.
Просмотров: 883 | Добавил: REDALERT | Теги: Ответственность за причинение вреда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
<